Системы безопасности предприятий торговли и торговых точек
Магазины розничной торговли предоставляют посетителям возможность самостоятельного выбора товаров. Основанный на свободной выкладке продукции подход улучшает качество обслуживания, повышает привязанность покупателя, способствует росту товарооборота. Но появляются и проблемы: товары нужно защищать от краж, а также от преднамеренной пересортицы, порчи или потери.
Для обеспечения сохранности товаров используются системы безопасности торговых точек, применяющие различные средства и методы контроля обстановки в торговых помещениях.
Основными методами защиты товаров являются:
- Визуальное наблюдение. Для применения этого метода торговые площади (полки, вешалки, стеллажи) устраиваются так, чтобы кассиры и сотрудники охраны могли свободно видеть перемещения посетителей магазина.
- Применение технических средств (ТС) видеорегистрации. Для фиксации обстановки во всех областях размещения товаров в помещениях магазина устанавливают камеры видеонаблюдения.
- Применение ТС систем контроля и управления доступом. СКУД используются для регистрации перемещений персонала, позволяют определить, кто из сотрудников, в какое время и в каком помещении находился.
- ТС и ПО для контроля кассового обслуживания. Такие системы позволяют контролировать кассиров, а также точно определять, какой покупатель, за какие товары и сколько заплатил.
- Системы контроля перемещения товаров. Эти ТС помогают отследить вынос неоплаченных товаров из магазина.
Представители торговли считают, что установка комплекса средств защиты позволяет в несколько раз сократить кражи товаров персоналом, на 1-1,5% повысить выручку.
Визуальное наблюдение
Наблюдение за посетителями магазинов — самый распространенный способ защиты товаров. Работники охраны следят за входом-выходом посетителей, кассиры — за оплатой всех покупок. Для удобства над кассовыми аппаратами устанавливают зеркала, позволяющие видеть содержимое корзинок и товарных тележек.
Современной тенденцией в торговле является повышение лояльности к посетителям, считается, что любое проявление недоверия снижает посещаемость торгового предприятия, а следовательно ведет к снижению выручки. По этой причине руководители стремятся сделать торговый персонал консультантами и помощниками покупателей, перенаправляя функции защиты товаров на технические средства.
Применение технических средств видеорегистрации
Камеры видеонаблюдения — привычное решение для мониторинга торговых помещений. Несколько камер, установленных в магазине, позволяют постоянно контролировать защищаемое пространство. Отображение обстановки на экране дает возможность сотрудникам оперативно реагировать на неприятные ситуации.
Для использования в качестве средства охраны, системы видеорегистрации должны, помимо отображения картинок с камер, сохранять и архивировать видео, а при необходимости и поддерживать поиск информации. Видеозапись выступает весомым свидетельством при рассмотрении нарушений или конфликтных ситуаций.
Имеются два вида систем видеонаблюдения: аналоговые системы, применяемые в основном для центров мониторинга небольших объектов, и цифровые системы, составляющие основу для построения современных решений в области систем защиты.
Аналоговые системы строятся на основе видеокамер, использующих аналоговый телевизионный сигнал. Выход видеокамеры подключается к телевизионному монитору и видеомагнитофону. Кассеты по мере заполнения меняются, при необходимости имеющиеся на них записи могут быть просмотрены. Аналоговые системы дёшевы, но имеют множество недостатков и ограничений. Примерами служат:
- необходимость ручной замены кассет в видеомагнитофоне,
- неприспособленность аналогового видеоряда для алгоритмической обработки при записи или воспроизведении информации,
- невозможность автоматически регистрировать или искать кадры с происшествиями.
Аналоговый видеосигнал можно превратить в цифровой подключением аналоговой камеры через устройство захвата видео (video capturing) к видеорегистратору или серверу.
Более функциональные системы создаются на основе цифровых камер. Полученные в цифре видеоданные передаются по компьютерным сетям и сохраняются на серверах или в СХД. Цифровые видео приспособлены для алгоритмической обработки и автоматического поиска. Большие торговые предприятия создают собственные сети, используют ЦОД и системы хранения данных на базе оборудования топовых вендоров (Dell, Cisco, HP, ASUS, QNAP).
Цифровые видеокамеры с подключением к проводным и беспроводным сетям позволяют строить сколь угодно большие системы со многими сотнями (тысячами) единиц оборудования. Они максимально автоматизированы и позволяют решать множество типовых задач.
Цифровое видеонаблюдение
Ведущие производители (Dahua, Hikvision, HiWatch, TP-Link) выпускают цифровые камеры нескольких типов для использования в торговых точках. По исполнению эти камеры делятся на внешние (уличные) и внутренние. Внешние устанавливаются на входе в магазин, внутренние — в торговых и складских помещениях, а также возле касс и на выходе из магазина.
Как внешние, так и внутренние камеры подключаются с помощью Ethernet кабеля к локальной сети. Камера — сетевое устройство, поток данных от которого может направляться либо к внутренней, либо к внешней (облачной) системе видеонаблюдения. Подводка электропитания к камерам выполняется или через специальный разъем, или через сетевой кабель (PoE).
Основные функции видеонаблюдения завязаны на используемое системное программное обеспечение, но возможности определяются опциями цифровых камер. К примеру, камера может иметь функцию выделения лиц, но что делать с выделенными лицами должно решать ПО системы видеонаблюдения. Многие интеллектуальные опции имеются у камер таких вендоров, как Hikvision и Dahua.
Внешние камеры служат для видеофиксации входящих в магазин посетителей, также они могут применяться и для наблюдения за автомобильными парковками магазина. Для защиты торгового объекта можно установить камеры с функцией обнаружения лиц и распознавания автомобильных номеров. Такие возможности оборудования позволят в автоматическом режиме оповестить охрану о появлении проблемных или нежелательных персон.
Внутренние камеры применяются для решения многих задач. Во всем множестве можно условно выделить две группы — задачи наблюдения и задачи аналитики.
Задачи первой группы состоят в проведении наблюдения или непрерывно по времени, или в привязке к некоторым событиям. Например, можно включать запись видео при обнаружении движения или в качестве реакции на звук. Охранное наблюдение позволяет транслировать видеокартинку в высоком разрешении и с высокой (до 60fps) частотой кадров (режимы трансляции зависят от камеры).
Современные камеры работают и в условиях плохого (или отсутствующего) освещения, для этого они дополняются опцией инфракрасной подсветки. Такие камеры могут видеть в темноте предметы на удалении до нескольких десятков метров. Транслируемый видеопоток записывается на системные видеорегистраторы, сохраняется на серверах или в облаке.
Вторая группа задач — видеоаналитика. Вот некоторые задачи из этой группы:
-
Распознавание лиц. Лица посетителей магазина могут заноситься в базу данных, а если посетитель стал виновником неприятного инцидента, то его могут занести в чёрный список. О появлении посетителей из чёрного списка и возможных угрозах система наблюдения информирует охрану.
- Подсчет посетителей. Камеры на входе и на выходе подсчитывают число прошедших покупателей — сотрудники магазина знают сколько посетителей находится в торговом зале. Подсчёт позволяет оценить конверсию — эта величина показывает сколько посетителей магазина совершили покупки.
- Обнаружение проникновения посетителей в определенные зоны. Если такое событие случается, то охрана немедленно информируется. Обнаружение проникновения в зону — это функция камеры. Как реагировать на это событие — функция аналитического ПО. Пример применения подобного решения — пересечение посетителем линии входа в магазин.
- Выявление непредвиденных или конфликтных ситуаций. Если в определенной области торговой площади возникает повышенный уровень шума, то это может свидетельствовать о необходимости вмешательства сотрудников охраны. Такие события также регистрируются системой аналитики.
- Скопление людей, шум, резкие движения, бег — еще один пример ситуации, о которой информируется охрана.
- Обнаружение пропажи или подмены выставочных или демонстрационных образцов. Эта функция камер позволяет определить исчезновение предметов со статичной картинки (или добавление к статичной картинке предмета, отсутствовавшего ранее). Аналитика определяет реакцию на событие.
- Анализ архивных записей — базовая функция. Сохраненные на серверах или в облаке данные можно просматривать, используя алгоритмы поиска по датам, времени, лицам, событиям и другим параметрам. Возможности аналитики это позволяют.
С такими и иными подобными ситуациями великолепно справляются системы безопасности торговых предприятий. Многое зависит от установленных камер и принятых технических решений, но перечисленные задачи — это то, на что заточены современные системы.
Контроль кассового обслуживания
Кассовое обслуживание одно из узких мест в системе безопасности торговых точек. Кассиры работают с живыми деньгами, проверяют купленные товары, пробивают кассовые чеки. С точки зрения охраны — это зона, к которой нужно относиться с особым вниманием.
В системах видеонаблюдения имеются специальные модули с функциональностью, необходимой для наблюдения за кассовыми операциями.
Над рабочим местом кассира устанавливается камера, обеспечивающая обзор товаров покупателя, содержимое его товарной тележки или корзинки. Камера фиксирует лицо покупателя и все действия кассира. Каждое сканирование товара регистрируется, а в видеоряд (в кадры проводимой кассовой операции) добавляется информация о сканируемом товаре. Завершается обработка операций с клиентом добавлением в кадр изображения оплаченного чека.
Проводимый контроль позволяет предотвратить (или выявить) факты мошенничества со стороны кассиров, обнаружить кражу товаров, засвидетельствовать сговор кассира с посетителем или обман кассира покупателем.
Интеграция систем видеонаблюдения и СКУД
Защиту товаров нужно осуществлять не только на торговых площадях, но и в складских помещениях. Для этого в складах устанавливаются камеры видеонаблюдения, а доступ в такие помещения защищается устройствами контроля: цифровыми замками, наборными панелями, устройствами считывания ключей и др.
Для доступа в охраняемые помещения используются устройства считывания электронных ключей, биометрические датчики (например, считыватели отпечатков пальцев производства Dahua), карточки доступа. Проход в охраняемые области защищается турникетами, дверями с дистанционно управляемыми или автоматическими замками.
Системы контроля и управления доступом оснащаются электронными контроллерами и автоматикой управления электромеханическими устройствами.
СКУД могут работать автономно, для этого в контроллеры загружается список допущенных лиц, а устройство считывания идентификационной информации подсоединяется к монитору. Обслуживающий СКУД охранник видит информацию о сотруднике, входящем в защищаемую зону.
Часто СКУД интегрируется с другими охранными системами, в том числе с системами видеонаблюдения. Такие решения поддерживают более продвинутый уровень автоматизации, позволяют отслеживать перемещение персонала по торговому предприятию, регистрировать присутствие персонала на рабочем месте.
Системы контроля перемещения товаров
Предприятия розничной торговли владеют товарами, которые в интересах покупателей выкладываются в свободный доступ — товары со склада перемещаются в торговые помещения на нужные полки. Товар за время нахождения в магазине многократно меняет свое местоположение, чтобы избежать трудностей с учётом товаров используются системы товародвижения, отмечающие, какой товар, где и в каком месте находится.
Для учета применяется маркировка (штрих-коды, радиометки), позволяющая с помощью считывателей определить всю необходимую информацию о товаре. Считывающие устройства производит компания Dahua и другие вендоры.
Такие системы позволяют выяснить наличие товара, его присутствие в торговом зале, но не дают возможности предотвратить вынос товара из магазина, поэтому на многие виды промышленных товаров в дополнение к товарной маркировке устанавливаются магнитоакустические метки, включающие сигнализацию при выносе неоплаченного товара за пределы торговой площади.
В сочетании с видеофиксацией подобные системы служат для предотвращения краж из магазина.
Розничная торговля заинтересована в предоставлении комфортных условий покупателям. Поэтому свободная выкладка товаров — лидирующая тенденция в отрасли. Системы видеонаблюдения с функциями аналитики служат для предупреждения правонарушений, они дисциплинируют посетителей и персонал, создают благоприятные условия для покупок!
ВИСТЛАН предлагает обширный выбор оборудования (Hikvision, Dahua и др.) для создания систем видеонаблюдения организаций торговли. ВИСТЛАН, как системный интегратор, внедряет современные решения, удовлетворяющие высоким требованиям. Компания выполняет проектные работы и доставляет оборудование по Москве и регионам России.
- Комментарии
Менеджеры компании с готовностью ответят на ваши вопросы и оперативно подготовят коммерческое предложение.
|
Задать вопрос
|